Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных способностей.
1. Понятие о самостоятельной работе.
Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику; к сожалению, это в корне противоречит человеческой природе. Дело в том, что люди – существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, создает для себя определенные условия жизни, ищет пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем; внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей. В школе же дети выполняют, преимущественно, совершенно иную «деятельность»: слушают учителя и одноклассников, причем не по потребности, а потому что им «велят», производят указанные учителем действия, в которых по большей части не видят смысла. Это несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой, и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем, решение которых не найдено до сих пор. Одна из них - неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Решать эту проблему можно лишь одним единственным путем: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что следует принять как аксиому следующий тезис:
человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить
себя сам, т.е. научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ.
Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания – одна из главных задач обучения. Самостоятельная работа школьников интенсифицирует процесс учения.
Физика как предмет в учебном плане общеобразовательной средней школы занимает особое место по ряду причин. Поворот школы от ориентации учебного процесса на запоминание и воспроизведение учащимися некоторой суммы знаний и умений к ориентации, прежде всего, на развитие умственных способностей школьников требует самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Физика как учебный предмет в общеобразовательной школе по своему содержанию предоставляет исключительно широкие возможности для организации такой деятельности учащихся. Кроме того, знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии.
Из наблюдений и опытов учащиеся должны самостоятельно прийти к выводам, что для количественного описания наблюдаемых природных явлений необходимо введение таких физических понятий, как расстояние, время, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, энергия, температура и других. Основные физические понятия должны формироваться в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физические законы должны открываться в их собственных опытах и исследованиях.В российском образовании провозглашен сегодня принцип личностно ориентированного обучения. Реализация этого принципа должна стать важнейшей составляющей педагогического процесса, что в психолого-педагогическом плане означает переход от ориентации на некоего мифического среднего ученика к дифференцированному и индивидуального подходу, т.е. к ориентации на индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Укажем наиболее важные в педагогической практике различия учеников.
Одаренные дети. По отношению к ним существует некоторая настороженность, связанное, видимо, с недопониманием их уникальности, причем, как правило, считается, что одаренные ученики не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы преодолеть все трудности. Однако у таких ребят велика потребность в эмоциональном комфорте, справедливой оценке и признании их достижений, которые часто не удовлетворяются, что мешает их учению и развитию. Более того, из-за широко распространенного недоверия к тем, кто не такой, как все, одаренные школьники зачастую отвергаются одноклассниками, а иногда даже учителями. Профессионализм учителя проявляется в нахождении индивидуального подхода к одаренному ученику, в организации такой его деятельности, которая отвечала бы его запросам и способностям.
Что же касается одаренных детей, то методика В.Ф.Шаталова во многом не соответствует их психологическим особенностям. Причем не удается выделить какой-либо один метод, который наиболее был бы пригоден для обучения таких учеников. Методика обучения одаренных школьников должна:
• иметь в качестве своей основной задачи оказание им помощи в самостоятельном получении знаний;
• соответствовать уровню их интеллектуального и социального развития;
• содействовать развитию их мыслительных способностей;
• способствовать последовательному переходу ко все более высоким уровням познания.Школьники с отставанием психического развития. У обучающихся учеников с замедленным развитием так же как у других учащихся, происходит рост основных показателей мышления, но этот рост мал. В результате у них к 7 классу заметно возрастает инертность, пассивность мышления и уровень их репродуктивного мышления оказывается ниже, чем у школьников с нормальным темпом развития, прежде всего в пополнении действенного фонда знаний. Эти учащиеся не успевают за предусмотренное программой время без помощи со стороны овладеть необходимым минимумом знаний. Формальный подход к оценке знаний школьников, отстающих в учении, условный перевод из класса в класс в сочетании с эпизодической помощью в виде дополнительных занятий, консультаций, кратковременного шефства более способных товарищей не могут обеспечить им овладения необходимым минимумом знаний и формировании ценных личностных качеств. Преодоление и, что еще важнее, профилактика отставания в учении предполагают знание индивидуальных психических причин отставания и создания условий обучения, соответствующих его особенностям. Для отстающих ребят довольна эффективна методика организации уроков физики, разработанная В.Ф.Шаталовым, так как создает условия, способствующие усвоению программного материала всеми учащимися.
Ученики с ориентацией на успех и с ориентацией на избегание неудачи. Деятельность учителя по созданию ситуаций, ориентирующих учеников на успех, называют «педагогикой успеха». Для нее характерно:
• формировать у школьника ориентацию на успех благодаря его постепенному продвижению по «лестнице достижений»(признанию и осознанию личностной и общественной значимости каждого достижения);
• выбирать такие методы обучения, которые позволяют обеспечить рост личностных достижений ребят.
«Математики» и «литераторы». Они принадлежат к разным типам нервной системы: «литераторы» - представители художественного типа, «математики» - мыслительного. «Математики» обладают способностями: переработать информацию, логическому мышлению, обобщению, а также зрелыми познавательными мотивами, направленными на более глубокое овладение знаниями, и пр. Они хорошо сохраняют в памяти структуру материала. Способности же «литераторов» относятся к образным: это развитое воображение, яркие зрительные впечатления, эмоциональное восприятие информации, импульсивное поведение, непосредственно-целостное восприятие материала(без его смыслового структурирования). Они нуждаются в творческом, нестандартном обучении с элементами импровизации, игры, фантазии, с опорой на интуицию, воображение.2. Формы самостоятельных работ.
2.1. Решение физических задач. Исследования психологической науки показали, что понятия формируются лишь в процессе решения задач, как в широком смысле - решения поставленных перед учеником проблем, так и в узком смысле – решения задач, сформулированных в задачниках. Чтобы задачи играли развивающую роль, в их решении должна максимально проявляться самостоятельность учащихся. Не следует объяснять на уроках решение почти каждой задачи, а нужно лишь на нескольких примерах показать приемы записи и анализа типовых задач. В решении задач следует использовать один из самых мощных стимулов в обучении детей – познавательный интерес. Для этого надо подбирать задачи с интересным содержанием. К наиболее эффективным можно отнести экспериментальные задачи – такие, постановка и решение которых связаны с наблюдением или опытом. Полезны и комбинированные задачи, в которых учащиеся сначала теоретически определяют искомую величину, а затем проверяют результат вычисления на опыте.
2.2. Лабораторные и практические работы. Лабораторные работы полезно проводить в форме поисков решения той или иной учебной задачи, план работы составлять вместе с учащимися, совместно производить отбор необходимого оборудования, коллективно обсуждать результаты работы, а печатные инструкции рассматривать лишь как средство организации работы.
2.3. Домашние задания. В методике известны следующие способы индивидуализации домашней учебной работы: дополнительные занятия с учащимися; разработка специальных заданий для учащихся (дифференциация заданий); разъяснение смысла и содержания задания, инструктаж. В хорошо подготовленном классе можно просто сообщить параграф учебника или номера задач. Но, если в классе есть слабые ученики, нужно разъяснять домашнее задание подробнее: привести пример, разобрать трудные моменты, дать алгоритм, сообщить методы выполнения задания, приемы самоконтроля. Чтобы регулировать объем заданий, целесообразно их дифференцировать на такие виды: задание – максимум и задание – минимум. Опыт некоторых учителей убеждает в возможности нового подхода к домашней работе: они не дают обязательных домашних заданий. Но это не значит что ученики ничего не делают: каждый работает индивидуально над тем, что ему необходимо для выполнения различных работ на уроках. Переходный этап к такой системе работы – дифференцирование заданий по объему и сложности, но оптимальным является дозирование помощи ученику. Во многих учебниках есть разные по сложности упражнения и задания, поэтому иногда можно предлагать учащимся выбрать упражнения по желанию. Однако постепенно все ученики должны научиться выполнять задания всех уровней сложностей.
2.4. «Озвучивание». Этот вид самостоятельной работы лучше всего применять при закреплении небольших фрагментов тем, чтобы за короткое время повторить, прослушать соответствующий материал в виде связного рассказа – ответа на вопрос. Сначала ученики проговаривают вслух (часто – хором) правила определения, законы. Затем им раздают вопросы, и они друг за другом («эстафетой») дают свои ответы. Такое «озвучивание» на уроке учебного материала учит ребят воспроизводить свои мысли вслух, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает их речь, способствует воспитанию чувства ответственности.
2.5. Рецензирование. На конкретном примере следует объяснить, что собой представляет рецензия (в ней должны быть отмечены тема и главное содержание рецензируемого текста, его правильность и полнота или ошибочность и отсутствие важных положений, логичность или непоследовательность изложения ит.д.). По мере изучения курса физики предлагать ученикам составить устную или письменную рецензию на тот или иной текст учебника, повторное изложение кем-либо из них нового материала, объясненного на уроке, и.т.п. Эта работа помогает критически анализировать и оценивать написанное и услышанное, выделять главное, делать выводы, правильно и точно излагать свои мысли.
2.6. Составление учащимися задач. Решение составленных самим учеником физических задач позволяет ему не только повторить и закрепить тот или иной изучаемый вопрос, но и творчески использовать свои знания. Организовать эту работу можно так. Учащимся выдаются конверты с карточками, на которых написаны некоторые физические величины и значения некоторых из них, предлагается составить по этим данным задачи (число задач обычно варьируется). Вторым заданием может быть дополнение определения, формулы, правила, где пропущено то или иное слово или знак, буква, до полностью правильной формулировки или математического выражения.
2.7. Обратный физический диктант. Такой диктант проводится по окончанию изучения темы. Ему предшествует систематическое выполнение обычных физических диктантов, в результате чего они усваивают на практике, как формулируются вопросы к изучаемому материалу. Затем через определенное время можно дать ребятам самим составить к пройденной главе учебника вопросы для физического диктанта.
2.8. Составление логически структурированных конспектов. Этому тоже надо учить заранее. Можно показывать им во время уроков-лекций различного рода конспекты, предлагая их воспроизвести в тетради. В дальнейшем ученикам могут быть предложены схемы-заготовки, которые надо дополнить. И лишь после этого дается задание самостоятельно составить логически структурированный конспект в виде обобщающей таблицы, взаимосвязанных тезисов, опорного конспекта и пр. Примером выполнения такого задания является составления таблицы «Спектр электромагнитных волн».Низко - частотные колебания Радио-волны Инфра-красное излу-чение У/ф излу-чение Видимый свет Рентген. Излу-чение Гамма –излу-чение
Элем. Источник
Получение
Применение
2.9. «Литературно – физические» задания. При подготовке театрализованных уроков, деловых игр, творческих отчетов, конференций и других особых занятий полезно организовать такой вид самостоятельной работы, как сочинение микрорассказов, стихотворений, сказок, приветствий участникам соревнований и тому подобных произведений, а также составление ребусов, загадок, кроссвордов, вопросов и т.д. такое «литературно-физическое» творчество вызывает неизменный интерес ребят, развивает их образное мышление, расширяет кругозор.
2.10. Поисковая работа. Она проводится для углубления знаний учащихся, получать сведения о современном состоянии науки и техники, их применении в быту, медицине, научных исследованиях, инженерных разработках и т.д.
2.11. Работа в роли учителя или консультанта. Она, возможна, например, на обобщающих семинарских занятиях, уроках-играх, зачетах. В такой роли обычно выступают ученики – лидеры, хорошо успевающие по физике и умеющие вести диалог. Их творческие возможности наиболее полно реализуются именно в этом случае, но лишь тогда, когда они выполнят ряд самостоятельных работ: прочтут рекомендованную учителем литературу, составят вопросы по обсуждаемой теме, ознакомятся заранее с особенностями постановки эксперимента, готовят работы физпрактикума и др.
2.12. Домашний практикум по задачам. Этот методический прием довольно трудоемок для учителя, но, на мой взгляд, результативен. Суть его в следующем. По всем разделам курса физики Х-ХI классов составлена 14 домашняя работа (контрольная) по 7 на учебный год. Задачи составляются таким образом, что содержат основные понятия изученного курса и дополнительные задачи более сложные, чем основные. Первые задачи должны решать все, а остальные по желанию. За решение дополнительных задач ставлю вторую оценку. Так как выполняются задания в домашних условиях, не исключено списывание. Чтобы оно не стало главным действием, нужна систематическая проверка. Формы могут быть разными. Можно индивидуализировать задания. Большая нагрузка на учителя.